Alex Fisich (alexfisich) wrote,
Alex Fisich
alexfisich

Category:

Все черты расового национализма… Письмо врага Александра Невского Блюма И.В. Сталину



Москва, 31/I-39 г.

Глубокоуважаемый Иосиф Виссарионович!

В свое время партийное руководство, стимулируя сильный интерес советской общественности к изучению истории, дало несколько ценных указаний, обеспечивающих марксистский характер будущей советской историософии. Особенно-важным принципиально и глубоко научным представлялось тогда одно из этих указаний — о роли прогрессивного момента в борьбе сталкивавшихся исторических сил (1).

Между тем, как нередко у нас бывает, в осуществлении на практике этого лозунга- в публицистике, в критике, в искусстве, в общественном мнении- сразу же обозначились «перегибы», взяла верх линия наименьшего сопротивления, обнаружился абсолютно недиалектичный подход к прогрессивным силам исторического прошлого. Ценное научно- теоретическое положение было упрощено, вульгаризировано и извращено иногда до неузнаваемости, до собственной противоположности.


В связи с этим искажался и характер социалистического патриотизма — который иногда и кое-где начинает у нас получать все черты расового национализма. И положение с этим представляется мне тем более серьезным, что люди новых поколений- выросшие в обстановке советской культуры, «не видевшие» буржуазного патриотизма Гучковых, Столыпиных и Милюковых — этих двух патриотизмов просто не различают.

Началась (я имею в виду искусство, в частности — драматургию) погоня за «нашими» героями в минувших веках, скороспелые поиски исторических «аналогий», издательства и Всесоюзный комитет по делам искусств берут ставку на всякий «антипольский» и «антигерманский» материал, авторы бросаются выполнять этот «социальный заказ» (2).

И это делается несмотря на то, что, как свидетельствует Э. Генри (3), среди течений украинского фашизма есть и антипольское, несмотря на то, что мы видели антигерманский характер нашей белогвардейской контрреволюции!..

Люди нашего с Вами поколения воспитались в обстановке борьбы за интернациональные идеи — и мы не можем питать вражды к расе, к народам: мы всегда будем считать «своими» польского «хлопа», Коперника, Мицкевича, Шопена, Гейне, Гельмгольца, Кюри-Склодовскую, немецкого рабочего. Канта, Бетховена и мн. мн. друг. На том стоит и Ваше учение о национальности.

На личном опыте, во время поднятой мною дискуссии об исторической пьесе(4), я столкнулся с этим широко распространенным и несознаваемым противоречием между пропагандой расового, буржуазного патриотизма и тем, чему учили нас светлые умы прошлого, чему всегда учила нас партия, чему учите Вы.

Противоречие это мучит и раздирает сомнениями, как я убедился, далеко не одного меня.

Опубликованное сегодня сообщение о статье Бартлетта в «Ньюс Кроникл»(5), имеющее, несомненно, характер косвенного и завуалированного своего рода «официозного коммюнике» об основах Вашей мудрой и подлинно интернациональной иностранной политики, глубоко взволновало и обрадовало… Но зато — как оно должно смутить и поставить в тупик наших новоявленных «немцеедов», «полякоедов», «японоедов» и т. п. рыцарей уродливого, якобы социалистического расизма… Они не могут понять, что бить врага- фашиста мы будем отнюдь не его оружием (расизм), а оружием гораздо лучшим — интернациональным социализмом.

Эта чуждая нам буржуазная струя начинает заметно бить в нашей молодой советской культуре- настолько, что люди моего поколения, вспоминая идейные настроения и лозунги легальной прессы, литературы и искусства от 1914 года(6), чувствуют себя иногда… «помолодевшими» на 24 года!

Таковы вульгаризации и извращения партийных указаний и директив достойные плоды.

В моей орбите, как критика и искусствоведа, — новейшая советская драматургия на исторические темы. И я должен сказать, что ее оборонческая агитация носит все черты не нашего социалистического оборончества, а старого — буржуазного и расистского — оборончества кадетской литературы 1914 года.

Для иллюстрации положения я позволяю себе направить к Вам свой анализ двух типичных образчиков современных исторических пьес (сделанный мною для драмсекции ССП). Из этого Вы увидите, как далеко иногда и кое- где у нас заходит «брожение умов»… В Частности, относительно этих пьес: одна из них принадлежит перу депутата Верховного Совета, и Малый театр готовит ее как подарок XVIII партсъезду (7), а другая рекомендована ВКИ (8) — что должно только усилить дозу и эффект содержащейся в них расистской шовинистической отравы.

Дорогой Иосиф Виссарионович, я был бы счастлив, если бы Вы согласились со мной, что по существу затронутых мной здесь вопросов нужно Ваше слово — в форме и по поводу, какие Вы найдете с свойственной Вам проницательностью, наиболее доходчивыми, четкими и исчерпывающими.

Я миную все обычные идеологические «инстанции» и обращаюсь с моими недоумениями прямо к Вам — потому что нездоровое, на мой взгляд, течение в советско-патриотических настроениях стоит в вопиющем противоречии в первую очередь с тем, чему учит нас Ваша теория по национальному вопросу, а также с основным звучанием нашей потрясающей третьей пятилетки и с победным развертыванием на наших глазах культурной революции.

Или я ошибаюсь? Чего-то не доучел?

С коммунистическим приветом, член ССП: В. Блюм


Адрес: Москва, 19. Ул. Фрунзе, 13, кв. 64, тел. 2.99.22.

Даю, для удобства чтения, краткие о себе сведения.

Мне 62 года. Член партии с июля 1917г. (а не с 1920г., как оболгал меня перед Вами 10 лет назад А. П. Смирнов (9), и не «примазавшийся», как он тогда охарактеризовал меня, что может удостоверить мой бывший ученик Н. А. Булганин). В публицистике и критике — с 1908 г.; кроме того, до конца 1917г. преподавал историю в среднеучебных заведениях. После 1917г. работал в советской журналистике- как публицист и критик. С середины 20-х годов специализируюсь как критик и искусствовед. Работал до 1933г. на административных постах по искусству- театр, музыка, радио. Был до последних дней (выборы нового бюро) членом бюро драм-секций ССП, состою членом бюро группкома драматургов. В. Б.

В. Б.

Секретарю ЦК ВКП(б) — товарищу А. А. Жданову (10)

Справка

На N57214

Тов. В. Блюм был вызван в отдел пропаганды и агитации ЦК ВКП(б). Он считает, что тезис Покровского «история есть политика, опрокинутая в прошлое» ошибочен только по отношению к истории, но он полностью применим к искусству. На основании этого своего неправильного утверждения В. Блюм считает, что произведения советского искусства, связанные с историческими темами,- кинокартины «Александр Невский», «Петр Первый», опера «Иван Сусанин», пьеса «Богдан Хмельницкий» и др. — искаженно освещают исторические события, подделывая их под лицо современности.

Этот ошибочный тезис, применяемый В. Блюмом к искусству, был подвергнут критике в специальной статье проф. Шестакова и в ряде других статей, опубликованных в «Литературной газете».

С этой справедливой критикой неправильного тезиса В. Блюм не согласен.

В. Блюм считает, что пропаганда советского патриотизма в искусстве сплошь и рядом подменяется пропагандой расизма и национализма в ущерб интернационализму. В качестве примера В. Блюм приводит пьесу А. Корнейчука «Богдан Хмельницкий».

В. Блюм отрицает прогрессивное значение освобождения Украины из-под владычества панской Польши и объединение ее с Россией, видя в этом историческом факте только ту одну сторону, что Украина, освободившись от угнетения ее Польшей, попала под иго царской России.

По мнению Блюма, образ Хмельницкого в искусстве не может быть показан с положительной стороны на том основании, что действительный, исторический Хмельницкий подавлял крестьянские восстания и являлся организатором еврейских погромов. Здесь опять Блюм берет только одну из черт, характеризующих деятельность Хмельницкого.

С В. Блюмом, конечно, можно было бы согласиться, если бы речь шла об отдельных имеющихся недостатках в названных произведениях нашего искусства, о предупреждении и об исправлении этих недостатков посредством обсуждения и критики их, но В. Блюм в принципе отвергает замысел и идею названных произведений в том виде, как они даны зрителю.

Наконец, В. Блюм недоумевает — почему сейчас так много идет разговоров о силе русского оружия в прошлом, которое служило средством закабаления и угнетения других народов. И снова он выхватывает только одну сторону из истории, не учитывая значения большого опыта борьбы русского народа за свою независимость против военных вторжений в страну извне.

В отделе пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) В. Блюму было указано на ошибочность его теоретических положений и выводов из них относительно произведений советского искусства, связанных с исторической тематикой. С этими указаниями В. Блюм не согласился.

Консультант отдела пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) В. Степанов.

16/VI-39

Взято
Блюм Владимир Иванович (псевдоним Садко) (1877-1941) – театральный критик.

Член ВКП(б).

С 1917 года сотрудник газет «Социал-демократ», «Известия Московского Совета рабочих депутатов», «Правда», «Известия ВЦИК» и других. В 1919-1921 годах редактор журнала «Вестник театра», театрального отдела органа Наркомпроса РСФСР, затем редактор еженедельника «Новый зритель». С 1927 года в Главреперткоме РСФСР.

В начале 1939 года публично выразил свою озабоченность возрождающейся в исторической науке и в искусстве националистической риторике царского времени. Критик жаловался на то, что посвященные прошлому картины последних лет – среди прочего, и первая часть фильма о Петре I – указывают на это. Его упреки вызвали ответный бум газетных публикаций, включая статью Шестакова, который опровергал «вредный тезис» Блюма. Тогда Блюм написал письмо Сталину, утверждая, что современное изучение российского прошлого «начинает у нас получать все черты расового национализма». Он успокоился лишь тогда, когда в ответ на его послание партийные власти (и лично Жданов), отправили его на заслуженный отдых.


Subscribe

promo alexfisich june 24, 2014 12:00 2
Buy for 10 tokens
Тула, 22 июня 2014 года. Пикет за признание Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики. Суть времени, Родительское всероссийское сопротивление, Тула, 2014 год.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments