Alex Fisich (alexfisich) wrote,
Alex Fisich
alexfisich

Categories:

Кто и когда запрещал в СССР С.В. Рахманинова


Всё началось с опубликованных за рубежом высказываний известнейшего индийского писателя Рабиндраната Тагора. В Советской России он пробыл не так долго. О политике, об экономике судить не брался. Из общих веяний в СССР сумел уловить лишь одно: «Советские граждане не верят в старые богословские учения, и служение всему человечеству является их религией»[256]. Всё то, что касалось образования и культуры, его просто поразило: и повсеместная грамотность, и театры, музеи, концертные залы — их заполняли самые простые люди. Это граничило с чудом.

Слова Тагора об СССР встряхнули русскую эмиграцию.

12 января 1931 года в «Нью-Йорк таймс» появился ответ индийскому писателю: «Знает ли он, что, согласно статистическим данным, распространённым самими большевиками, между 1923 и 1928 годами, более трёх миллионов человек, в основном рабочих и крестьян, содержалось в тюрьмах и концентрационных лагерях, которые являются не чем иным, как домами пыток?»

«Своим уклончивым отношением к коммунистическим могильщикам России, своей почти сердечной позицией, которую он избрал по отношению к ним, он оказывает сильную и несправедливую поддержку группе профессиональных убийц. Скрывая от мира правду о России, он наносит, возможно, неосознанно, огромный вред всему населению России и, возможно, всему миру в целом».
Письмо сочинил Иван Иванович Остромысленский. Он был хорошим химиком, но в СССР человеком малоизвестным, поэтому его подпись значила не много. Подпись Ильи Львовича Толстого, сына всемирно известного писателя, была уже весомее. Но рядом с ними стояла третья — Сергея Рахманинова.
2 02 1931 года состоялось заседание коллегии Наркомпроса и ЦК РАБИСа, посвященное 45-летию революционной деятельности члена коллегии, Феликса Яковлевича Кона (1864-1941). С его работой на этом посту связаны пугающие перекосы в музыкальной жизни страны. Кон с юности начал деятельность профессионального революционера, в 1922-м был избран секретарем ИК Коминтерна, с 1925-го вел как редактор газету «Красная звезда», в 1930-м возглавил сектор искусств Наркомпроса. Как представляется теперь, Кон входил в так называемую польскую группировку в ВКП(б). Заняв пост руководителя искусством, он назначил на должность одного из своих заместителей и заведующего секцией музыки Болеслава Станиславовича Пшибышевского (1892-1937), который, одновременно, стал и директором подведомственной ему консерватории.
И на том самом торжественном заседании коллегии Наркомпроса было выдвинуто (возможно, не без инициативы Пшибышевского) предложение об изменении названия МГК. Заседание постановило:
«Отмечая революционные заслуги т. Кона, 1. Переименовать Московскую государственную консерваторию в Высшую музыкальную школу имени Ф. Я. Кона. 2. Установить две стипендии им. т. Кона: в высшей музыкальной школе имени Кона, в Ленинградском ИНПИИ, в теавузе и одну стипендию по научно-исследовательской работе аспиранту по искусствоведению в Институте ЛИЯ (литературы, искусства и языка в Комакадемии)».http://rm.mosconsv.ru/?p=1275

Сын известного радикального писателя, поэта и революционера С Ф Пшибышевского (1868-1927), вошедшего в историю литературы в качестве вождя поэтической «Молодой Польши» Б. С. Пшибышевский унаследовал от отца, приверженца философии Ницше, бунтарский дух и страсть к разрушению авторитетов, а от бабушки любовь к музыке. Болеслав также посвятил свою жизнь революционной борьбе.
Он оставил о себе остро критичную память. Во время его директорства консерваторию в знак протеста против разгула рапмовщины покинули ведущие профессора, в том числе и Н. Я. Мясковский. Однако есть один добрый отзыв об этом человеке, принадлежащий В. В. Щербачеву. В 1931 году Щербачев также вынужденно покидает Ленинградскую консерваторию и спасется от пролетарских дикостей в Тбилиси. Проездом через Москву он встречается с Пшебышевским, о котором пишет жене: «Это очень интересный человек, живущий напряженнейшей интеллектуальной жизнью, большой фантазер в своих исканиях, очень увлекающийся и впадающий в почти догматические крайности в своих увлечениях. Читал мне отрывки из своей книги о Бетховене и куски разборов симфонии, это очень интересно, культурно и соображения о Бахе, очень новые и любопытные, где он Баха рассматривает прежде всего не как полифониста, а как гармониста и считает главной заслугой Баха то, что он рукоположник функциональности в гармонии и что этим Бах больше всего двинул музыку вперед, все это он очень интересно обосновывает и социологически. Говорили также и о моих делах и планах, вообще все время разговор носил очень напряженный и насыщенный характер»…

Коллективное письмо "Против пропаганды белоэмигрантского творчества" общего собрания ячеек ВКП(б) и ВЛКСМ Высшей музыкальной школы им. Ф.Кона и общего собрания студентов и педагогов ВМШ было протестом против концертов ГАБТа 5 и 6 марта 1931 г. (исполнение "Колоколов" Рахманинова и "Планет" Хольста) и с требованием решительного бойкота творчеству Рахманинова.
В нем говорилось, что в ответ на последнее антисоветское (по поводу "принудительного труда в СССР", газета "Нью-Йорк таймс" от 12 января 1931 года) выступление композитора-белоэмигранта Рахманинова, в ответ на усиливающуюся пропаганду его творчества известной группой музыкантов, - единогласно постановляет объявить бойкот произведениям Рахманинова.
Кроме РАПМ, был еще Проколл (Производственный коллектив студентов Московской консерватории).
В 1931 г. объектом их особого внимания стал "белогвардеец-эмигрант" и "фашист" Сергей Рахманинов. В этом году была напечатана статья Николая Выгодского "Небесная "идиллия, или фашизм в поповской рясе"

Совсем скоро после возвращения консерватории ее названия Пшибышевский был исключен из партии, в 1933-м – арестован, в декабре того же года стал заключенным Беломоро-Балтийского исправительно-трудового лагеря (ИТЛ) НКВД. Правда, поначалу он жил на поселении и работал заведующим музыкальной частью Центрального театра Беломоро-Балтийского комбината НКВД. Однако 1 марта 1937 г. был вновь арестован по обвинению в шпионаже и подготовке терактов, приговорен и 21 августа 1937 г. расстрелян. Его жена Эмилия Оттовна, дочь бывшего городского головы г. Орска О. Л. Нидеккера, обожаемого всеми без исключения его жителями, в том же 1937-м также была репрессирована. Она вышла на свободу в 1945-м и через год умерла.

Но не пройдёт и двух лет, как Рахманинов снова зазвучит в России. К сорокалетию концертной деятельности композитора, 11 декабря 1932 года, Николай Голованов исполнит «Утёс» и «Три русские песни».

Политические репрессии против врагов народа и Рахманинова возимели свое действие.

Subscribe

promo alexfisich june 24, 2014 12:00 2
Buy for 10 tokens
Тула, 22 июня 2014 года. Пикет за признание Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики. Суть времени, Родительское всероссийское сопротивление, Тула, 2014 год.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments