Alex Fisich (alexfisich) wrote,
Alex Fisich
alexfisich

Categories:

Как Хрущев боролся со школьным неравенством в 1958 году

Для того, чтобы понять суть нынешней реформы образования - обратимся к к предшествующей реформе. Начиналась она с речи Н.С. Хрущева на 13 съезде ВЛКСМ. И речь была воистину удивительной:

ы знаете, что наша страна по уровню подготовки специалистов обогнала все страны и теперь уже США ставят перед собой задачу догнать Советский Союз. Вы понимаете, что это значит!"

А это значит, "что в работе наших школ и высших учебных заведений имеются существенные недостатки. Наша школа десятилетка готовит молодежь только для поступления в вузы. Жизнь давно показала, что такое представление о средней школе является неправильным". Поскольку не все выпускники средней школы поступают в вузы, а к практической жизни не подготовлены из-за оторванности программы школы от жизни и не знают производства. Это вызывает трудности в использовании этих выпускников. Плохо используемые выпускники - неудовлетворенные какие-то. В колхоз скотниками не идут. Физический труд для них стал пугалом. Нельзя с такими недостатками мириться. На производство должны идти люди как бы первого сорта., а не только как бы второго.

Сущность реформы - обязать всю молодежь после окончания средней школы проработать два года на производстве. Если выпускники школы сдавали экзамены в вуз, то первые два курса они должны были учиться на вечернем или заочном отделении, посвятив основное время производству. Иначе говоря, все будущие студенты должны были иметь как минимум двухлетний производственный стаж и затем продолжать работу параллельно с учебой. Эти 4 года "без отрыва от производства", или "без отрыва от жизни", с идеологической точки зрения, означали бы 4 года отрыва от серьезной учебы, что, с точки зрения формирования молодых специалистов, это означало бы 4 года перерыва в учебе.(Л.Кумель Советские физики и вопросы образования: неприятие реформы 1958 г.)

Пускай США обгоняет по уровню подготовки специалистов, ничего не поделаешь. Мы этим отличникам покажем кузькину мать.

Граждане могут понять так, что Хрущев устранил предметы логику и психологию не только из программы средних школ СССР, но и из своей речи. Однако логика в этой речи есть. Логика политической борьбы за власть определила, что разгромив своих соратников на 20-м съезде, Хрущев должен был постоянно заботиться о подавлении возможных выступлений советских граждан. А молодые отличники - это предмет особого беспокойства. Вдруг они удумают нарушить принцип коллективного руководства кукурузного вождя, навязать решение силой своего ума и знаний. Культ личностей получится. Сложившаяся система образования в СССР внушала беспокойство не только американцам, но и Хрущеву. Эта советская система отличалась своей научностью, атеизмом и верой в могущество знаний, обоснованием добра и справедливости при опоре на разум и логику, веру в просвещение как лекарство от всех общественных болезней. (М.В. Левит, зам дир. Московской педагогической гимназии К формированию концепции гимназического образования в Российской Федерации) Ну как такую систему не отреформировать до основания.

Через месяц после того, как новый проект вышел в так называемых "Тезисах ЦК КПСС и Совета Министров СССР" ("Правда", 16 ноября), академики А.Д.Сахаров и Я.Б.Зельдович также выступили в "Правде" (от 19 ноября 1958 г.) со статьей "Нужны школы для естествознания и математики". Они поддержали позицию Семенова, хотя и не называя его. В частности, теперь уже в форме официального проекта, они выдвинули идею создания специальных школ по естествознанию и математике для одаренных детей, подчеркнув необходимость сохранения непрерывности учебного процесса, чтобы молодые люди вступали в науку в возрасте в возрасте 22-26 лет, оптимальном для научного творчества.

Итак, в процессе дискуссии о реформе образования выявилось противостояние двух позиций: власти и идеологии, которые отдают приоритет физическому труду, и ученых, отдающих приоритет автоматизации, информационной революции и т.п. Для ученых "переход к коммунизму" был, скорее, переходом к 3-й промышленной или научно-технической революции, и именно так они понимали необходимость укрепления связи науки с производством. Многие идеологи КПСС имели иное мнение, но ученые в это время, по-видимому, получили достаточную автономию, чтобы претендовать на самостоятельное решение таких важных вопросов, как подготовка научных кадров и организация образовательного процесса. (Л.Кумель. Советские физики и вопросы образования: неприятие реформы 1958 г. // ИИЕТ РАН. Годичная научная конференция 2003 г. М.: Диполь-Т, 2003, с.333-337.)

Во времена Хрущева академики смогли хотя бы частично отстоять дифференцированную систему образования. Сейчас академики помалкивают. Это же не тоталитарный СССР, выгонят с работы, и всего делов. Но не только это отличает прежнюю реформу школы от нынешней реформы. Рассказ об этом - впереди.

Subscribe

promo alexfisich june 24, 2014 12:00 2
Buy for 10 tokens
Тула, 22 июня 2014 года. Пикет за признание Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики. Суть времени, Родительское всероссийское сопротивление, Тула, 2014 год.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments