Alex Fisich (alexfisich) wrote,
Alex Fisich
alexfisich

Крымск. ПОЧЕМУ ЭТО СЛУЧИЛОСЬ

Оригинал взят у vbulahtin в Крымск. ПОЧЕМУ ЭТО СЛУЧИЛОСЬ
Лет пять назад BBC снял док.фильм о том, как пережили страшное цунами 2004 г. на одном из островом в в Индийском океане.
На острове жило несколько общин - мусульманская, христианская и потомки какого-то африканского племени. Как выразился голос за кадром, эти африканские потомки - "одно из самых примитивных племён на планете". Выглядят по нашим европейским меркам, действительно, не намного более продвинуто, чем, скажем, пигмеи.
Непосредственно перед ударом первой волны - это важно для рассказа - при том, что сохранялась прекрасная погода, случился неожиданный резкий отлив. В фильме есть кадры из любительского видео, за которыми отчётливо слышно, как все, включая местных рыбаков, удивляются - как странно, такого никогда не бывало! Турист оператор-любитель и вовсе с увлечением комментирует для всех, кому будет дома это видео крутить. До удара первой волны оставалось с полчаса.

Теперь про африканцев. Из всех районов, принявших на себя удар волны, в Индонезии, в Таиланде, в Шри Ланке и т.д. - это африканское племя единственное, в котором не пострадал ни один человек.

В конце фильма автор берёт заключительное интервью у филиппинского католического священника, церковь которого чудом осталась цела, у активистки тамильских "морских тигриц", у которой погиб чуть не весь её отряд "тигриц", у индонезийского парнишки-мусульманина, единственного выжившего из большой семьи, и у одного из этих самых бывших африканцев. Вопрос он им всем задаёт один и тот же: "Как вы думаете, почему это всё случилось?"

Католический священник долго и со страстью рассказывал об основателе церкви, теперь их местном святом, который сколько-то лет назад поставил перед церквью столб и вроде бы сказал тогда, что этот столб защитит церковь от воды. Церковь, действительно, не пострадала, а вот деревню разметало, и жертв было очень много. Закончил священник словами, что это была Божья кара, и что надо молиться, и прославлять того святого, который поставил столб, благодаря чему церковь жива.

Тамильская "тигрица" говорила, как, наверное, говорили фанатичные наши партийные активистки в тридцатых годах. Когда сказала, что лучше бы я умерла, а не мои бойцы - у неё в глазах слёзы были настоящие.

Парнишка-мусульманин отвечал очень бойко - сложилось впечатление, что его уже снимали не раз и не два. Смысл слов был такой: Аллах за что-то на нас рассердился и решил наказать. Автор его спрашивает: а вдруг снова случится? Парнишка весело ответил: не-ет, Аллах второй раз нас наказывать не станет. А на вопрос: как думаешь, почему из всей семьи остался жив именно ты? - сказал: чтобы память семьи сохранилась, чтобы я рассказывал потом, какие у нас были традиции и обычаи. Поскольку парнишка был совсем молоденький, сложилось впечатление, что его немного поднатаскали уже люди постарше возрастом.

Наконец, африканец. Этот рассуждал без всяких эмоций, совершенно обыденно (он с автором шёл куда-то по пляжу, а на голову у него была накинута какая-то повязка, в которой за затылком сидел совсем маленький ребятёнок). Вот шли они и он рассказывал:
Они (мусульманская община) все погибли, потому что они ничего не понимают. Они не знают про добрых и злых духов, которые трясут дерево. - Какое дерево? - На котором стоят земля и вода. А земля и вода всё время между собой сражаются за границу. Когда добрые духи дерево трясут - вода отступает. Когда плохие - наоборот. Мы вот об этом знаем, потому что нам наши предки специально о дереве рассказывают. - А как же получилось, что ваши-то люди все остались живы? - Ну у нас сразу, как вода отступать начала, с пляжа прибежали и сказали, что вода уходит, что, значит, сейчас злые духи начнут трясти дерево. И мы все сразу побежали туда наверх в лес. Ничего особенного ведь и не случилось, нас наши старшие всегда так и учили. И вообще они нам всегда говорят, чтобы мы всё время следили, как вода с землёй за границу борются, чтобы знать, когда злые духи дерево трясти начнут.

На этом, собственно, фильм и заканчивается. Авторы его, в сдержанной английской манере, конечно, вопрос зрителю не задают,а вот я всё-таки предлагаю обсудить:
- у кого на берегах Черного моря больше шансов выжить, когда случится следующее наводнение?
- кто будет в следующий раз виноват в первую голову, если опять погибнут не взрослые грешники, а невинные дети?

Метафора авторов фильма можно понять так:
То, что живущие ближе к природе лучше её понимают и более приспособлены для выживания в экстремальных условиях - спору нет. Однако в отдалённых мусульманских деревнях на севере Индонезии, где никакого особо развитого туризма и уж тем более городской цивилизации нет, где живут из поколения в поколение всё у той же "границы между водой и землёй" - то есть ближе к природе - во многих из этих деревень ведь население погибло практически полностью.
Образованность, полнейшая нищета тут тоже явно не при чём. Потому что, повторяю, авторы фильма недаром в начале внимание зрителя акцентировали: это африканское племя - одно из самых примитивных на планете. Ни о каких "образованности" или "богатстве", в нашем понимании, речи - применительно к ним - и быть не может.
Не думаю, чтобы у авторов фильма совсем случайно так получилось, что заключительное мнение высказывают представители четырёх разных верований: католического христианина, мусульманина, "национально-освободительной борьбы" и "варвара". (Использую слово "варвар" не как оскорбительное, а только и исключительно в смысле "говорящий на неведомом языке", в данном случае языке духовном.)

В том, как носители этих четырёх разных вер отреагировали на случившееся, по-моему, не имеет никакого значения сама вера как таковая. самое серьёзное значение имеет то, какую сверхзадачу ставят себе те, кто профессионально занимается формализацией восприятия окружающего мира - то есть Церковь. И в этом-то плане то, как решили концовку фильма его авторы - образец ясности.

В случае с католическим священником. Его Церковь (повторяю: не вера, а "обслуживающий персонал и администрация") - христианская, римская католическая. Судить нужно по тому, что четыре пятых своего ответа он посвятил прославлению конкретного местного символа веры и свершившегося его силой очередного чуда, и ещё в самом конце - призвал усердно молиться, чтобы избежать новой Божьей кары (парадоксально здесь то, что по его идее вся жизнь Здесь есть только ожидание, подготовка к жизни Там; при чём же здесь тогда кара? почему надо стремиться усердными молитвами оттянуть то, чего, вроде бы, только и ждёшь? Единственное возможное логичное объяснение - всех погибших этот священник считает грешниками и просто из любви к ближнему скорбит, что вечно мучиться они начали раньше, чем могли бы; всех остальных выживших, по этой же логике, он должен считать тоже исключительно и поголовно грешниками) . При этом известно, что свершившееся чудо спасло только само здание церкви, а погибших прихожан, включая невинных младенцев - не спасло. (За что же младенцам-то кара?)
Так вот какая за всем этим сверхзадача? На четыре пятых - укрепить не саму веру человека, а его убеждение в том, что он правильно выбрал способ её формализации: кара Божья НАШ символ веры не тронула. Можно представить себе деревню, выгоревшую дотла, глохнущую от воя по всем сгоревшим, в которой чудом остался целёхонек только пожарный участок. И в которой местный пожарник, вместо того, чтобы объяснять, из-за чего пожар случился, почему он от пожара деревню уберечь не смог, что делать и как поступать в дальнейшем, чтобы если уж не избу спасти, так хотя бы детишек малых от огня уберечь - вместо этого пожарник страстно всем объясняет: смотрите - участок-то не сгорел, районное-то наше управление, такой чудесный участок построившее, вот, значит, какой знатный борец с пожарами, а всё потому, что у нас такая великолепная национальная пожарная служба, которая позволяет такие участки строить и таких пожарников растить. Так что давайте все вместе этот чудесный участок беречь и лелеять, потому что пока он стоит, есть надежда, что больше не будет гореть вся деревня с селянами. А теперь давайте все вместе повторим мной только что сказанное...
Хороший это пожарник? А сверхзадача у него какая? Та, по-моему, которая у всех бюрократов по закону Паркинсона. Напоминаю: "пожарник" этот - служитель Римской католической церкви.
Опасность такой "национальной пожарной службы" (Церкви) со всеми её "участками" (церквями, монастырями, часовнями и т.п.) и "пожарными" (церковными служителями, монахами и т.п.), на мой взгляд, в том, что люди, зная, что "пожары" бывают, и что их надо уметь "тушить", то есть веря, поверили и доверились именно этой "национальной пожарной службе" - они ж профессионалы, они знают и умеют. Если это доверие и веру людей уважать и ставить превыше всего, то должен бы был тот "пожарник" достать пистолет и застрелиться, как стрелялись русские морские офицеры после Цусимы - не могли жить с таким позором. Или сразу, с самого начала так и сказать честно: мы вам в деле борьбы со стихиями - не помощники; не умеем. Люди бы и стали либо сами худо-бедно учиться, либо нашли бы действительно в этом деле профессионалов.

Так вот те старшие, которые в том африканском племени как раз исполняют роль Церкви (формализаторов их веры) и которые учат терпеливо из поколения в поколение младших (своих "прихожан"), что надо "следить за границей воды и земли, чтобы знать, когда злые духи начнут трясти дерево" - они-то как раз единственные из всех четырёх предложенных документалистами "пожарников" - честные, глубоко нравственные и высоко профессиональные исполнители своей работы. Им поверили, что они знают, что и как делать, чтобы выжить среди стихий - и они доверие оправдали полностью.
Сторонникам и зело горлопанистым защитникам бездарных "пожарников" вопрос: если НИ ОДНОГО из этих африканцев "кара Божья" не коснулась, поразив однако многих рядом с ними - правильно ли заключить из этого, что африканцы-то, ни к РПЦ, ни к РКЦ не примкнувшие, как раз безгрешны и идут по правильному пути? Что именно они и есть - "чудесные столбы"?

Из всего вышесказанного я, лично, для себя вывод делаю такой.

Нравственна и бесконечно полезна любая - ЛЮБАЯ - Церковь, которая:
- в первую очередь заботится о том, чтобы о любой "границе между водой и землёй", с которой только могут столкнуться доверившиеся Церкви люди, знать ВСЁ, что только под силу сегодня понять и познать;другими словами - это Церковь, которая неустанно стремится познавать мир, окружающий её людей, во всех его проявлениях, со всеми взаимосвязями и взаимодействиями с человеком; которая поэтому никогда и никому не скажет: "Я права потому, что права быть могу только я."
- не тратит время на споры о том, верными или ложными были её знания десять или тысячу десять лет назад; вместо этого всё своё время и все свои силы посвящает только тому, чтобы, если она сегодня узнала, что после "неожиданного отлива" через полчаса будет разрушительный "цунами", то завтра об этом знал бы каждый доверившийся ей человек; даже если после этого совета ей придётся признать, что всё её предыдущее представление о "приливах и отливах" было абсолютно неверным; даже если ей придётся признать, что "африканские варвары" правы, а она - нет, что "чудесный столб" спасать невинных детей не способен;
- знает и понимает, что приходят к ней в первую и главную очередь не в поисках символов веры, а в поисках ответов на вопросы, на которые пока разумных ответов нет; так испуганный мальчишка-африканец прибегает к деду за ответом, впервые увидев вдруг уходящую воду; так мудрый дед-африканец понимает, что молитвы вокруг вбитого в землю столба не помогут - нужно просто бежать наверх в лес; так мальчишка на собственном опыте познаёт ценность ответа и научается возвращаться к деду всякий раз, когда сталкивается с неизвестным; так мальчишка не-африканец, последовав совету своего "деда"-католика, бухнется на колени перед "чудесным столбом", его унесёт волна, и он уже никогда и ни за каким советом ни к кому обратиться не сможет.

Повторю ещё раз : я не призываю "обратно в пампасы"; я считаю - ЛЮБАЯ Церковь, способная к своим людям относиться вышеизложенным образом - нравственна и бесконечно необходима.




Subscribe

promo alexfisich июнь 24, 2014 12:00 2
Buy for 10 tokens
Тула, 22 июня 2014 года. Пикет за признание Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики. Суть времени, Родительское всероссийское сопротивление, Тула, 2014 год.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments