Alex Fisich (alexfisich) wrote,
Alex Fisich
alexfisich

Война – первые залпы там, где их меньше всего ждешь.

Оригинал взят у avaluey в Война – первые залпы там, где их меньше всего ждешь.
Война – первые залпы там, где их меньше всего ждешь. И это не про Донбасс, а про нашу культуру.

В СССР снимали очень много мультфильмов, большая часть из них чистые и хорошие. Но среди такого хорошего многообразия мы можем увидеть мультфильмы, которые вызывают много вопросов. Один из таких мультфильм – «Простоквашино».
Режиссер: Владимир Попов
Автор сценария: Эдуард Успенский
Композитор: Евгений Крылатов
Студия: Союзмультфильм, СССР. 1978, 1980, 1984.



Первая серия снята в 1978 году. В этом году были сняты и другие хорошие мультики. Нельзя сказать, что все, что снималось в эти годы можно рассматривать как «удары» направленные на разрушение СССР и советского человека.

Сразу хочу заметить, что в СССР снимали мультфильмы для детей и родителей ( что нельзя наблюдать сегодня(!)). И Простоквашино не исключение, а скорее этот мультик по больше мере снят для родителей, нежели для детей.
Если смотреть на данный мультик, как на детский, то можно увидеть, что он должен быть привлекательным для ребенка. В нем есть животные, ребенок – самостоятельный, умный, везучий и т.д, добрые родители, которые выполняют все прихоти ребенка. Но сам сюжет – ребенок уходит из дома, сбегает на электричку и едет, куда ему надо, это не лучший пример для подражания.
Но я бы хотела рассмотреть этот мультик с точки зрения восприятия взрослого человека, так как он, по сути своей, направлен именно на взрослых людей.

Возможно, этого можно не заметит, но это сделать очень сложно. Так как в мультике очень много, непонятных детям, диалогов и фраз.
Многие фразы из этого мультика стали афоризмами и крылатыми фразами. Такие как:
«Мне еле-еле хватает сил, чтобы телевизор смотреть»
«Нет от него доходов, расходы одни»
«Втроем веселее»

«Я на вас целый год со сковородкой работала, а теперь я хочу на курорт, отдыхать!»
«Надо их в поликлинику сдать, для опытов»
Можно приводить бесконечно. Особенно поймут это те, кто с детьми смотрит этот мультик, а так как дети смотрят мультики не по одному разу – все эти фразы очень четко отпечатываются в сознании. Очень качественно с этой точки зрения снят мультик, в нем как не диалог, так острая фраза, которая запоминается. А запоминается она, потому что бьёт в определенные точки.

Давайте рассмотрим, как и на какие точки бьют:
В первой серии мы наблюдаем диалог Дяди Фёдора и кота.
«- хочешь, пойдем ко мне жить
- меня твоя мама прогонят
- у, а может папа заступится»

И мы видим следующий диалог мамы с папой:
«- Ну если тебе этот кот так нужен. Выбирая или он или я
- ну я тебя выбираю. Я тебя давно знаю, а этого кота первый раз вижу.»

Что можно сказать из этих диалогов. Первое, это конечно, то что мама становится главной в семье, а отец подается как остроумная мямля. Матриархат воспитывается во всех трех частях. Кажется как будто мультик из 80-90х, но это еще 78 год! А дух уже тот, и это не случайно.
Идем дальше.

В этом мультфильме явно прорисовывается отношение между обществом и законами, порядками. Это отражается в отношениях главных героев и Почтальоном Печкиным, а так же в эпизоде с коровой. Во всех случаях показано враждебность и алчность другой стороны (стороны государства, но и сторона кота так же алчной), а так же показано как обходить правила. В сегодняшнем мире это уже не кажется, так ужасно, поскольку этим занимаются все, но тогда? Разве это не разрушение советской культуры и коллективизма, и государственного порядка?

Переходя от государственного и общественного устрою, к быту и семейным ценностям можно увидеть основную идею. Она замыкается на маме Дядя Федора. Одна фраза : «Я на вас целый год со сковородкой работала, а теперь я хочу на курорт, отдыхать!» говорит о многом. На деле было в понимании женщины, что она должна быть хранительницей домашнего очага, воспитывать детей – и это не работа, а призвание. За это в СССР давали ордена. А в этой фразе мы видим как всё это называют работой. Хотя какой быт у мамы взрослого ребенка в Москве? Этот быт нельзя назвать тяжелым, так как еще в 70 годы многие трудились на полях и фабриках, в деревнях и поселках. От этой фразы явно веет европейщиной. Она рассчитана на то, чтобы вытащить из советской женщины, которая сидит с маленьким ребенком ( от быта устают все), слабину и самолюбие, жалость к себе, а следом мещанство и потребительсво, эгоизм.

Я уже не говорю о тонких моментах, таких как «что я там делать буду в вечерних платья быков очаровывать…», а на курорте что делать, кого очаровывать будет замужняя женщина? Да и 4 платья шелковых – это ли не начало потребительства. В те годы потребительство начало расцветать как раз с веще-мании.

В последней части «Зима в Простоквашино» Матроскин говорит одну знаковую фразу:
«Совместный труд, если он для моей пользы, объединяет».
Вы понимаете, что именно говорится в этой фразе? Это не просто эгоцентризм и индивидуализм, но и полное разрушение какого-либо подлинного коллективизма и труда. Труд не может быть для пользы одного человека, точнее может, но это уже капиталистическое общество и польза – это деньги ( на что неоднократно намекает кот, говоря «Я экономить буду», «Нет от него доходов, расходы одни») , но какое тогда объединение, коллектив? Впрочем, тогда капитализм имел много поклонников.

На мой взгляд, все эти точки можно объединить:
В этих диалогах мы можем наблюдать низкие шуточки, которые все высокое приземляют и обваливают в грязи, которые активно пошли в перестройку и до сих пор актуальны в обществе.
«- если бы у меня был такой кот, я бы может и не женился»
По сути в этой фразе говорится, что люди вступают в брак не по любви, а для удобства жизни.
«- ну я тебя выбираю. Я тебя давно знаю, а этого кота первый раз вижу.»
Опять прослеживается мысль по поводу того, что любви нету, а есть приземленные простые, обыденные вещи и понятия.
Эти шуточки кажутся смешными (точнее раньше казались), и только сейчас начинаешь понимать насколько эти шуточки губительны.
Можно подвести общий знаменатель, а он заключается в том, что человека полностью омещанивают, лишая всего высокого, любых принципов. А вместо этого воспитывают в нем эгоизм, индивидуализм, потребительство. То есть делают всё то, что сделала перестройка в свое время.
В данном мультфильме очень много того, что точно попадает в современную струю, но мы говорим о том, что этот мультик был снят и показан в 1978. Не это ли первые залпы по советскому укладу, культуре, ценностям, семье.


Subscribe

promo alexfisich june 24, 2014 12:00 2
Buy for 10 tokens
Тула, 22 июня 2014 года. Пикет за признание Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики. Суть времени, Родительское всероссийское сопротивление, Тула, 2014 год.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments