Alex Fisich (alexfisich) wrote,
Alex Fisich
alexfisich

Categories:

Современный научный коммунизм как практика менеджмента коммунистических организаций-3

Начало Приложения 1 по Кордонскому и Ланцбергу
*** Один из авторов данного солидного труда некоторое время замдиректорствовал в детском реабилитационном учреждении (назовем его для простоты интернатом), где "по определению" детей обязаны были кормить, поить, одевать, укладывать баиньки и даже (так уж повелось) кормить по вечерам боевиками из "видика" и дискотеками. То есть, как бы обязаны, за неимением другого. Хитрый же Один-Из-Авторов выбил себе помещение для работы, которое было объявлено его рабочим кабинетом, т.е. зоной как бы запретной для непрошенных посетителей. В то же время хозяин напичкал его кое-чем из принадлежностей радиотехнической мастерской, интересными книжками, электрогитарами и даже компьютерными игрушками, которые появлялись время от времени как бы сами собой на рабочем дисплее г-на Замдиректора.
*** Постепенно выяснилось, что зона запретна не безусловно; что достаточно не иметь больших проблем с педагогами интерната и своими товарищами, а также не употреблять в общении таких терминов как "козел" и т.п., не орать, не крушить все вокруг, не хватать вещи без спросу, не красть (а все это - не такие уж недостижимые достижения) - чтобы можно было не только бывать тут, но и проводить чуть ли не все свободное время. И даже жить в отсутствие хозяина, будучи особо доверенным лицом. Если покопаться, легко заметить, что на пространстве своей "сильной позиции" г-н Замдиректор создал немалое количество возможностей для компенсации тех или иных "дефицитов детства" и вообще привлекательных моментов, включая микроклимат отношений (см. все выше и выше). В итоге "вокруг" кабинета (а точнее, вокруг его хозяина) образовалась группа завсегдатаев, которую отличал стиль поведения, отношений к работе, учебе, друг другу; система ценностей этой группы товарищей тоже начала претерпевать некоторые изменения, ибо поменялись отдельные жизненные реалии и повлекли за собой сдвиги в области мотивации поведения, ведь, как ни крути, бытие все же влияет на сознание, капает на мозги.
*** "Сильная позиция" может быть реализована не только через "пространство соблазнов", но и через свободу действий педагога. Так, будучи обязанным кормить-поить всех своих подопечных без исключения, он может не быть обязанным организовывать интересные походы и уж, во всяком случае, брать в них кого ни попадя. Эта свобода дополнительных возможностей действий и свобода выбора в их рамках - основа его суверенитета.
*** А что же может родитель, таскающий свое чадо, как зэк чугунную чушку?
*** Он может, мобилизовав свои знания и умения, на базе какого-либо интереса (или конкретного проекта вроде постройки корабля для путешествия на Марс) собрать группу товарищей (особенно ценно присутствие в ней товарищей любимого отпрыска), фактически сделав из нее клуб со своими порядками. "Своими" - как по отношению к группе, так и - к ее создателю. Разумеется, в этот клуб желательно привлечь и собственного ребенка, иначе к чему весь сыр-бор! При этом "отец-основатель" (он же просто отец) независим от приятелей своего чада; те же, играя по его правилам, остаются независимыми от "сына (дочери) своего отца", если только последний способен не идти на поводу у наследника. Такая вот модель.
2. Роды.
*** Концепция выстроена. Помещение получено. Оборудование расставлено. Штаты укомплектованы. В углу стоит мешок с пиастрами. Можно вешать объявление о наборе.
*** Можно, но не нужно: это шаг к ослаблению позиции. "Ничего ни у кого не проси!"
*** Мы просто начинаем жить в этом пространстве - что-то мастерить, пить чай, петь наши песенки, короче, максимально серьезно играть в свои "игры", по своим нравственным правилам.
*** Не забывая при этом держать дверь тщательно приоткрытой.
*** Рано или поздно первая любопытствующая башка в нее просунется, и тут главное - не спугнуть. Еще важно, чтобы в глаза этой башки сразу бросилось как можно больше соблазнов.
*** Дальнейшее развитие событий можно представить в виде тройной формулы:
*** - Я (Иван Иваныч, хозяин данного пространства) ГОТОВ РАЗРЕШИТЬ ТЕБЕ (Пете, Ване, Кате, Тане) зайти сюда, повертеть головой, понюхать воздух, о чем-то спросить, что-то потрогать, ЕСЛИ ТЫ обязуешься не нарушать правил техники безопасности, не мешать работающим, не причинять ущерба;
*** - Я ГОТОВ РАЗРЕШИТЬ ТЕБЕ воспользоваться возможностями данного пространства в личных целях (поделать что-нибудь, чему-то научиться, просто провести время), ЕСЛИ ТЫ (плюс к трем первым условиям) не используешь предоставленных тебе возможностей в антисоциальных целях (то есть кому-либо или чему-либо во вред);
*** - Я ГОТОВ ПЕРЕДАТЬ ТЕБЕ ВСЕ СВОИ ПОЛНОМОЧИЯ в данном пространстве и даже самоотстраниться, ЕСЛИ ТЫ (вдобавок к выполнению прежних условий) сумел стать моим другом и единомышленником (то есть наши цели едины и ты меня не подведешь).
*** Кроме этого, можно упомянуть различные другие примочки (опечатка: следует читать - "приемчики").
2.1. Прикидываем реальные возможности.
*** Это относится, прежде всего, к оборудованию, финансам, сферам квалификации клубных специалистов. Не принимаем в расчет того, что нам твердо обещали дать завтра, - исходим из имеющегося сейчас. Все возникающие ножки протягиваем по наличной одежке.

2.2. Не обещаем несбыточного.

*** Отчасти это - то, о чем см. п.1, но не только. Речь - об обещаниях как таковых. Давая их, необходимо предусматривать и те ситуации, когда могут возникнуть так называемые "обстоятельства" - плохая погода, отмена нужных транспортных маршрутов и т.п. Обещания должны выполняться в любом случае, если только их выполнение не создает угрозы для здоровья и жизни людей. Предпочтительно, чтобы не лидер оправдывался, почему он не выполнил обещание, а подопечные утешали его, убеждая, что он не виноват, сделал все, что мог и пр.

2.3. Начинаем с себя.

*** Первый "огонек", первый откровенный разговор, первый критический анализ, первые наказания. Можно сказать: "Давайте, ребята, начистоту, без стеснения, без утайки, особенно - о том, что плохо, и накажем, кого следует, по всей строгости."
*** Но лучше ничего этого не говорить, а просто самим комиссарам все свои мысли и чувства - начистоту, без стеснения, без утайки. Особенно - о том, какие претензии к себе самим. И не бояться подвергнуть самих себя положенному наказанию. И так все первое время - пока откровенность не станет чем-то в порядке вещей, пока не появится моральное право предлагать взыскания и для других.
*** Это же правило продолжает действовать и в зрелом клубе, когда спрос со "старичка" строже, чем с новичка.

2.4. Дел должно быть больше, чем физических возможностей их сделать.

*** Это не имеет отношения к обещаниям - с ними как раз все наоборот. Речь о намерениях и возможностях. То есть, в любой момент любой неожиданно освободившийся от работы член клуба или любой вновь появившийся должен иметь возможность заняться чем-либо интересным или просто нужным.
*** И наоборот. Самый верный способ выгнать человека из клуба - сделать его неприкаянным и вдобавок этой неприкаянностью постоянно попрекать.
*** Следствие из п.2.4: рабочих мест должно хватать на всех.

2.5. Первые деловые циклы должны быть короткими и успешными.

*** То есть, первые дела должны начинаться и полностью заканчиваться в тот же день. Должна быть обозримость результатов.
*** И результаты должны быть победными, то есть, выбирать нужно лишь дела, обреченные на успех. Пока не вырастут крылья, ничего серьезного человек сделать не сможет.
*** Для работы с малышами это правило вдвойне непреложно.

2.6. Начинаем вовремя и с самого интересного.

*** Один из самых симпатичных и "полезных" законов традиционного коммунарства - закон "00". Закон точного времени и ничего более.
*** Труднее всего начинать общий сбор с самой важной части, когда на нем присутствует всего один человек (остальные "задерживаются").
3. Уход за грудным младенцем.
*** В этот период весьма важно определиться с педагогическими установками. Число их может расти, сами они не гарантированы от уточнений, но некий стартовый джентльменский набор существенно необходим, иначе послеродовые схватки неизбежны.
*** Какими могут быть эти установки?
*** О важнейшей из них мы уже говорили - это ориентация на главные нравственные ценности, директива для принятия решений в выборных ситуациях "генетического" порядка.
*** Большинство прочих установок - частные случаи от первой, но сформулированные для стандартных, повторяющихся ситуаций, своего рода клише. Вот одна из поистине "гамлетовских" проблем: личность для коллектива или коллектив ради личности? И - соответствующая установка на ее решение.
*** Установка профессионально-деятельностного свойства: "Желательно, чтобы последующее дело (проект) было в профессиональном отношении сложнее предыдущего, требовало новых знаний, более высокой квалификации".
*** Установка методологического характера: "Не давать готовых рецептов, а ставить проблемы, заставлять думать".
*** На Общем Сборе, при анализе прошедшего периода - акцент не на то, что и как сделано, а на то, кто как проявил себя как личность.
*** И еще множество других.
*** Ну и, как водится, примочки-приемчики.
3.1 Все должно созреть.
*** Фотографируем клубную жизнь, раздаем снимки. Играем на гитаре, поем песни.
*** - Ребята, а хотите научиться вот так же фотографировать и играть на гитаре?
*** - Хотим! Хотим!
*** А через три занятия выясняется, что зарядка пленки в кассету - тягомотина, а от струн пальцы болят. И желающих "хотеть" не остается.
*** Не сокрушаемся и не торопим события. Продолжаем играть в свою игру - фотографируем и дарим, играем и поем. Фотографии и песни врастают в клуб как неотъемлемые атрибуты его жизни, его специфические ценности.
*** И тогда, может быть, через год после призыва, некто один сделает из клубного туалета фотолабораторию, а некто другой уволокет гитару в уголок и начнет ее потихоньку укрощать. А еще через полгода все поголовно будут щелкать затворами и сочинять баллады.
*** Может быть, важнее всего вызревание (а не навязывание "сверху") клубных законов.

3.2. Играем в свою игру.

*** Один пример уже был.
*** Другой пример.
*** Приходим в клуб, а там - никого. На другой день - то же самое. В лучшем случае, одна физиономия заглядывает в дверь и исчезает. Никаких экстраординарных событий которые могли бы повлиять на отношение населения к клубу, в микрорайоне не произошло. Ищем причины возможного конфликта в себе - и не находим. Терзаемся и страдаем неделю, но продолжаем играть в свою игру - приходим по расписанию и выполняем те обязательства, которые на предыдущих сборах взяла на себя группа - выпускаем стенгазету, чиним радиоприемник старушке, мастерим скворечники. Как потом выяснится, все это будет не напрасно.
*** Спустя неделю приходит один. На следующий день - уже двое. Еще дня через два впечатление такое, будто ничего не случилось - все на местах, все при деле и при настроении.
*** Что же было?
*** Видимо, в молодом непривычном организме группы накопилась эмоциональная усталость, понадобилось сменить психологический режим. Такие провалы сначала могут повторяться с периодичностью - неделя через две, затем - неделя через месяц, затем - одна в полгода, и только полуторагодовалый клуб практически перестает испытывать подобные потрясения, приближаясь к иным.

3.3. Действия лидера должны быть понятны и объяснимы.

*** Можно иногда говорить непонятными словами, но совершать загадочные действия не стоит: это может вызвать психологическое напряжение в группе.

3.4. Исключений из правил быть не должно. Если понадобилось сделать исключение, срочно необходимо переделать правило.

*** Сначала мы хотели написать - "без комментариев", но решили, что они все-таки нужны. В следующем виде:
*** "Если мы хотим жить в правовом обществе - без комментариев".

3.5. Трудно быть богом, да и незачем.

*** Можно назвать целый ряд известных имен коммунарских лидеров, исповедующих веру суперменства. Насколько сам принцип превосходства одной личности над другой вписывается в общечеловеческие, а, стало быть, и коммунарские ценности - это само по себе "интересно". Не менее интересно то, что выпускники поумнее относятся потом к таким учителям в лучшем случае скептически. Учитель, ты этого хочешь?
*** Другой вариант - не строить из себя бога, все знающего и все могущего, ибо даже несколько неудачных советов или попыток способны не оставить камня на камне от авторитета лидера.
*** И, как оказывается, совсем не страшно признаваться в том, что чего-то не знаешь или не умеешь, лишь бы это незнание и неумение не оказалось всеобъемлющим. Гораздо важнее...

3.6. Не оставлять без внимания вопросы.

*** Ни один из них не должен оставаться открытым. Приемлемы как ответ, так и честное признание в некомпетентности. В ситуациях, когда это возможно, вариантом может быть обещание раздобыть нужную информацию - с обязательной развязкой по одному из первых двух вариантов в обозримом будущем.
*** Иначе вопросы прекратятся.

3.7. Из советов Р.Баден-Пауэлла.

*** Р.Баден-Пауэлл, полковник британских колониальных войск, - один из отцов скаутизма. Вот что он, в частности, рекомендовал [40]:
• Вы должны быть чем-нибудь в отряде, но не пытайтесь быть всем.
• Никогда не заставляйте... делать то, что не стали бы делать вы сами.
*** В заключение хочется добавить следующее.
*** Существует множество наставлений, форм, методов, традиций, даже в том же коммунарстве. Прежде, нежели им последовать, более того, всякий раз, повторяя ранее произведенное действие, нелишне задуматься - а хорошо ли это в данном случае?
*** Вспоминается одна из знакомых групп, пораженная вирусом "совкового" максимализма, свойственного ортодоксальному коммунарству. У этих ребят было правило: "Начал песню - допевай, хоть тресни!" Мы шутили: а если они поют в лесу, а в это время на них дерево падает? А если серьезно - казалось бы, мелочь: "начал песню", а она не попала под настроение, "не пошла" - продолжать? Жертвовать атмосферой ради "прынцыпа"? Стоит ли так себя наказывать!
*** Или еще. Есть такой почти всеобще-коммунарский закон: "Каждое дело - творчески, иначе - зачем?" Более того, сама методика именуется методикой коллективного творческого воспитания, одна из ведущих форм работы - коллективные творческие дела, так что сам Бог велел "каждое дело - творчески". И начинается творческая чистка картошки (с конкурсами на самую загогулистую "овощь", на лучшую оду корнеплоду, с викторинами и "концертами-ромашками" - есть и такие вариации), творческая разгрузка грузовика под видом эвакуации жертв землетрясения. Все это, наверное, скрашивает некоторые скучноватые реалии клубной жизни (тем более, что чаще всего практикуется лидерами, не могущими самостоятельно изобрести что-либо интересное и потому прибегающими к заимствованию). Но когда ребенок вырастает, покидает клуб и остается с картошкой один на один, - ну, хорошо, раз - картошка (сольный концерт-ромашка), два - картошка (конкурс с одним участником), а дальше-то что? И начинает зреть неосознаваемая обида на клуб.
*** Нам представляется гораздо более продуктивным, не подвергая сомнению ценность творческих дел там, где творчество естественно, - культивировать принцип "преодоления": да, есть масса дел скучных, неприятных; работа бывает грязная (не в моральном смысле, разумеется, - здесь), физически тяжелая, наконец, неблагодарная, но от нее никуда не денешься - значит, надо учиться терпеть и делать.
Литература.

1. Андреев Г.М. Социальная психология. М., МГУ, 1980.
2. Боссарт А. В четырех стенах //Клуб и художественная самодеятельность.- 1979.- N2.
3. Воробьев Г.Г. Человек - человек. М., "Молодая гвардия", 1979.
4. Воробьев Г.Г. Твоя информационная культура. М., "Молодая гвардия", 1988.
5. Геодакян В.Г., Кон И.С. и др. Нет ничего сложнее очевидного //Знания - сила.- 1985.- N11.
6. Данэм Б. Герои - еретики. М.,"Мир", 1967. 19. Долот Э.
7. Долот Э. Доверьте им дело //Молодой коммунист.- 1983.- N4.
8. Донцов А.И. Психология коллектива. М., МГУ, 1984.
9. ДонцовА.И. О социально-психологической природе сплоченности коллектива //Советская педагогика.- 1975.- N6.
10. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. М., "Педагогика", 1982.
11. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., "Педагогика", 1989.
12. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. М., "Просвещение", 1990.
13. Как провести социологическое исследование /Под ред. Горшкова М.К. и Шереги Ф.Э.. М., "Политиздат", 1990.
14. Коллектив, личность, общение /Словарь социально-психологических понятий /Под ред. Кузьмина Е.С.и Семенова В.Е.. Л-д, Лениздат, 1987.
15. Коломинский Я.Л., Березовин Н.А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. М., "Знание", 1977.
16. Коломинский Я.Л. Человек среди людей. Минск, "Народная асвета", 1987.
17. Кордонский М.Б. Приключения авторитета /Рукопись. Туапсе, 1985.
18. Кордонский М.Б. Коммунальная методика /Рукопись. Туапсе, 1985.
19. Кордонский М.Б. Неформальные группы и организации / Рукопись. Одесса, 1993.
20. Кордонский М.Б., Ланцберг В.И. Наше мнение о некоторых факторах расслоения КСП /Рукопись. Туапсе, 1981.
21. Кордонский М.Б., Ланцберг В.И. Сборник рекомендаций по вопросам социальной психологии неформальных объединений по интересам. Краснодар, КК ВЛКСМ, КНМЦ НТ и КПР, 1988.
22. Красильников М.Е. Введение в социальную психологию / Лекция. М., Российский открытый университет, 1991.
23. Краткий психологический словарь /Под ред. Петровского А.В.и Ярошевского М.Г.. М., Политиздат, 1985.
24. Краткий словарь по социологии /Под ред. Гвишиани Д.М. и Лапина Н.И.. М., Политиздат, 1988.
25. Макаренко А.С. О коммунистическом воспитании. М.,"Педагогика", 1982.
26. Морено Дж.Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. М., "Иностранная литература", 1958.
27. Нагавкин С.В. Коллективная организация творческой жизни и воспитательной работы в пионерском лагере. Л-д, Отделение педагогического об-ва РСФСР, 1975.
28. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л-д, ЛГУ, 1979.
29. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., Политиздат, 1982.
30. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. М., "Просвещение", 1978.
31. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., " Высшая школа ", 1984.
32. Практикум по общей психологии /Под ред. Щербакова А.И.. М., "Просвещение", 1979.
33. Психология /Словарь /Под ред. Петровского А.В. и Ярошевского М.Г.. М., изд-во политич. лит-ры, 1990.
34. Соловейчик С.Л. Фрунзенская коммуна. М., "Детская литература", 1969 и 1972.
35. Соловейчик С.Л. Воспитание творчеством. М., "Знание", 1978.
36. Соловейчик С.Л. Воспитание по Иванову. М., "Педагогика", 1989.
37. Триодин В.Е. Клубное общение, клуб, клубные учреждения //Культурно-просветительная работа.- 1981.- N11.
38. Триодин В.Е. Клуб и свободное время. М., Профиздат, 1982.
39. Хмелик Н. Почему они не ссорятся? //Клуб и художественная самодеятельность.- 1978.- N14.
40. Честное пионерское, или уроки истории /Под ред. Тупиченкова С.В. //Вожатый.- 1990.- NN 3; 4.
Продолжение
Tags: коммунизм
Subscribe

promo alexfisich june 24, 2014 12:00 2
Buy for 10 tokens
Тула, 22 июня 2014 года. Пикет за признание Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики. Суть времени, Родительское всероссийское сопротивление, Тула, 2014 год.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments