Alex Fisich (alexfisich) wrote,
Alex Fisich
alexfisich

Category:

Современный научный коммунизм как практика менеджмента коммунистических организаций-2

Начало
Приложение 1. По Кордонскому и Ланцбергу
В "воспитательных" коллективах, как правило, делаются попытки решения следующих задач:

• создания развитой внутригрупповой демократической системы;
• обучения всего состава группы приемам организации (работы ли, жизни клуба); увеличения числа ситуативных лидеров;
• соблюдения чистоты рядов группы в моральном и психологическом плане; поддержания на максимально высоком уровне человеческих отношений в коллективе; критики чрезмерных личных притязаний, высокомерия и чванства; сдерживания лидерских амбиций (вплоть до отторжения от группы членов с "наполеоновскими" или менторскими замашками);
• обеспечения высокой рабочей эффективности группы.
Цели ее можно представить следующим образом:
5. Воспитание человека в духе коммунистической морали, коллективизма добавим, что имеются в виду ценности, связанные с "экологией человека", с проблемой выживания человека как индивида и человечества как вида; специфическая терминология и атрибутика коммунарства, являясь данью эпохе, сами по себе мало что определяют).
6. Выработка активной жизненной позиции, независимости мышления, самостоятельности; становление социальной состоятельности.
7. Развитие организаторских навыков, умения анализировать.
8. Раскрытие творческих способностей.
*** Основные отличительные особенности методики:
4. Формирование личности в процессе деятельности трудового коллектива.
5. Создание системы развитой демократии, самоуправления.
6. Поиск нетрадиционных, творческих форм работы, способов осуществления намеченных дел.
*** Остановимся подробнее на каждом из трех пунктов
1. Формирование коллектива.
*** Оно начинается с лидера или группы лидеров. До начала создания группы они должны хорошо узнать друг друга во всех отношениях, сформулировать свою идейную платформу, причем, в таких частностях, которые имеют "подзаконный" характер, но нередко приводят к гибельным конфликтам.
Лидеры должны также сформулировать критерии членства в группе. В большинстве коммунарских клубов таковыми являются критерии "воспитательного" коллектива (см. там же http://www.geo.web.ru/bards/Lancberg/tecnol/list5.htm
).
*** Идейные лидеры коммунарских групп называются, как правило, комиссарами и осуществляют функции идейного руководства. А так как на практике, чаще всего, в "идейных" оказываются вопросы этического и даже общефилософского свойства, так как с позиции "идеи" рассматриваются суждения и поступки членов группы (а также любые другие, волнующие их умы), - фактически получается, что комиссар - это педагог. Вот и все.
*** Прием в члены группы (не путать с набором в кандидаты!) осуществляется в индивидуальном порядке по мере "созревания" кандидата в идейном, деловом и психологическом отношении.
*** Группа в каждый момент времени имеет задачу, гарантирующую трудовую занятость каждого ее члена. Среди работ должны встречаться не только приятные, интересные, физически легкие; причем, процент их должен быть весомым. Это - "проверка на вшивость", тренинг на "преодоление", важный момент отбора по нравственным качествам.
*** Направленность деятельности группы - предпочтительно, внешняя. Высший ранг имеют дела, выполняемые для кого-то, находящегося вне группы (для детдома, окрестных ветеранов, другой группы), затем идут дела, направленные на группу в целом (зарабатывание денег на покупку общественного оборудования, ремонт помещения и т.п.), и лишь в последнюю очередь - имеющие индивидуальную внутригрупповую направленность. Из них предпочтительнее те, что делаются не для себя, а для товарища.
*** Для становления коллективных взаимоотношений нужны работы, производимые группой участников. Состав такой группы зависит от навыков ее членов и от необходимости укрепить те или иные межличностные связи. Желательно учитывать моменты психологической совместимости, чтобы не усугублять конфликты.
*** Наибольшим воспитательным эффектом обладают дела, творимые бескорыстно. Однако не следует пренебрегать и оплачиваемыми работами, особенно если заработанные средства идут на общегрупповые или благотворительные цели.
*** Мощнейшим средством "технологии" коммунарства является "ситуация-образец", когда группа в более или менее полном составе живет в течение некоего периода времени (несколько суток или недель подряд) на определенном отдалении от общества, по своим законам, в интенсивном рабочем и эмоциональном режиме, например, во время похода или лагерных трудовых сборов.
Комиссары устанавливают равноправные отношения с "рядовыми" членами группы, независимо от разницы в возрасте (в методике это называется "педагогикой сотрудничества", "дружеством поколений"). Неравенство может выражаться лишь в том, что требования комиссаров к себе и друг к другу выше, а наказания строже, чем к "рядовым" членам.
*** Всемерно поощряется инициатива "рядовых"; при прочих равных условиях реализуются их предложения, а не предложения комиссаров. Строго периодически в группе проводится общий сбор ("огонек"), являющийся высшим органом власти. Частота его и уровень конкретности решений, тактических разработок таковы, что деловой руководитель группы (дежурный командир), осуществляющий исполнительную власть и являющийся диспетчером намеченных дел (кроме "нештатных" ситуаций, которые относительно редки), вполне успешно справляется со своей задачей.
*** Основой общего сбора является "откровенный разговор", во время которого все вопросы обсуждаются с предельной искренностью. Уровень критики и самокритики максимально высок; обязательным является выяснение мнений каждого члена группы.
*** Можно выделить следующие основные темы сбора:
• анализ отчетного периода (между сборами);
• планирование ближней перспективы;
• планирование дальней перспективы; (на полгода, год и более);
• глобальный ретроспективный анализ и оценка текущего состояния клуба;
• решение вопросов членства;
• решение вопросов методологического, законодательного и идеологического порядка.
*** Поскольку одним из важнейших на сборе является анализ совершенных дел и поступков, оценка человеческого облика каждого члена группы, частота сборов должна быть такова, чтобы не успели исчезнуть из памяти все значимые детали прошедшего периода. Поэтому не рекомендуется проводить сбор реже, чем раз в две недели. Для большинства клубов приемлем недельный цикл. В условиях похода или лагерных сборов целесообразны ежедневные "планерки".
*** В случае, когда общий контингент многочислен (дружина лагеря и пр.), все равно желательно проведение сбора полным составом, но в этом случае структуру и функции его желательно изменить следующим образом:
• совещания первой ступени - по вопросам личностного и конкретно-делового уровня проводить в малых группах - подразделениях, бригадах, отрядах численностью до 15, максимум до 30 человек (причем в плане воспитательном именно они являются важнейшими);
• полным составом - главный сбор, решающий следующие вопросы:
a. законодательные;
b. членские;
c. общей информации и планирования;
d. разрешения конфликтов между подразделениями.
*** Присутствие всего состава участников необходимо, так как нередко возникают вопросы, которые нужно быстро (за 3-5 минут) обсудить на месте силами "самой широкой общественности". Они рассматриваются тут же по группам ("три минуты на шум"), и варианты решения выдвигаются самым легитимным образом.
*** Общий сбор выбирает (назначает) командиров всех рангов - от руководителя группы из 2-3 человек, сформированной для выполнения простого задания, до дежурного командира (дежкома) клуба или лагерных сборов.
*** Одним из важнейших в коммунарской методике является принцип взаимоподчинения, при котором каждый член группы в какой-то период является чьим-то руководителем, и каждый (включая комиссара) - подчиненным. В детских клубах обычно бывает ситуация, когда ребенок командует взрослым лидером, а общий сбор наказывает последнего за невыполнение распоряжения командира. Такая система, вкупе с анализом поступков, регулирует лидерские притязания и развивает навыки организатора у каждого члена группы.
*** Период командирства может быть различным - от нескольких часов, потребных для выполнения конкретного задания, до месяцев и даже года, если на этот срок избирается командир клуба. Дежком лагерных сборов может иметь суточные полномочия - такова интенсивность жизни лагеря, нагрузка на командира.
*** Для становления организатора важно, чтобы усложнение уровней задач происходило постепенно. В тех случаях, когда задача не требует высокой квалификации исполнителя, возможно назначение даже на роль командира человека из числа новичков, пробывших в клубе всего несколько дней. При этом ему могут дать статус командира-стажера, выделив ему в помощь командира-инструктора, имеющего, кроме опыта, задатки педагога и чувство такта. Задача последнего в этом случае - не вмешиваться, пока ситуация терпит, а советы давать, по возможности, в косвенной форме, заставляя новичка мыслить самостоятельно.
*** Общий сбор может использовать механизм поощрений и наказаний. Специфическим для коммунарских групп является такое наказание, как "разгрузка", "санаторий" - лишение права работать в течение следующего периода (суток, недели). Особенно эффектно выглядят переноска рюкзака наказанного участника похода, кормление с ложечки и прочий сервис. На фоне интенсивной работы остальных членов коллектива подобная мера оказывается достаточно крутой.
*** (Здесь важно не переборщить, уловить момент, когда слишком навязчивое "бытовое обслуживание" может оскорбить человеческое достоинство "клиента". В каждом случае уровень определяется индивидуально.)
*** Специфическими у коммунаров бывают и способы принятия решений. Так, в некоторых группах все или, по крайней мере, важнейшие вопросы (членства, идеологии) решаются единогласным голосованием всех членов группы, имеющих право решающего голоса. При одном воздержавшемся решение вопроса откладывается.
*** Казалось бы, такой метод должен способствовать развитию чувства стадности. Ан, нет.
*** Во-первых, в процессе демократической дискуссии, предшествующей принятию решения, каждый может изложить и аргументировать свою точку зрения. Затем, если первый тур голосования к решению не привел, можно еще раз попытаться кого-то переубедить. Нередко бывает, что один ребенок переубеждает всех остальных, в том числе и взрослых. Многие группы, испробовав этот принцип на практике, распространяют его на обсуждение буквально всего обсуждаемого: "Так мы учимся думать и говорить".
*** Наконец, если важное решение долго не принимается, механизм единогласия начинает работать на другие важнейшие задачи - формирование микроклимата и сохранение чистоты рядов. Каким образом?
*** Член группы знает, что для решения вопроса всем надо прийти к единому мнению. Если его позиция отличается от позиции большинства, то:
• в случае, когда расхождение не носит принципиального характера, он, скорее всего, снимет свои возражения из чувства дружеской лояльности к остальным и попытается убедить себя, что так лучше (при этом на психологическом уровне снижается острота скрытого конфликта между большинством и меньшинством);
• в случае, когда противоречие носит принципиальный характер (идеологический, психологический), противник общего решения невольно начинает регулярно препятствовать клубу в осуществлении его замыслов и может быть отторгнут группой. Такой исход, несмотря на кажущийся ущерб, поражение, все же следует почесть за благо, так как группа данного типа по определению должна быть коллективом друзей и единомышленников.
3. Раскрытие творческих способностей.
*** Есть своя специфика и в этом направлении работы методики. Так, вместо индивидуальных методов разработок сценариев, программ, рабочих планов и т.п. практикуется коллективное сочинительство, широко используется прием "мозгового штурма" [3].
*** В концертах, даваемых группой, задействуется весь ее состав - либо в групповом исполнительстве, либо в большом количестве сольных номеров.
*** Проявление "звездизма" встречает решительный отпор всего коллектива. В выборе между хорошим результатом (благодаря наличию в клубе капризной "звезды") и хорошим микроклиматом (даже ценой отторжения этой блистательной особы) группа отдает предпочтение последнему варианту.
*** Коммунарские группы, как правило, имеют развитую атрибутику, многочисленные традиции, в том числе - не только выработанные самим клубом, но и движением в целом за его тридцатилетнюю историю. Огромно количество специфических форм работы. Поэтому весьма важно за всем этим великолепием в каждом конкретном случае не потерять из виду главную цель, не утратить смысл традиций, соблюсти чувство меры между задачей и формой, способом ее решения, не превратить дело или атрибут в самоцель.
*** К сожалению, таких вот "чисто" коммунарских групп на свете исчезающе мало, как нам кажется, в основном, по двум причинам. Первая состоит в том, что в педагогику как в забытую Богом и обществом сферу уходит довольно много народу, не сумевшего состояться более нигде - и там, в педагогике, на фоне детей этот народ самоутверждается и на детском уровне самореализуется, благо, окружающий мир не обращает на сферу сию никакого внимания и ничему не мешает. Комплекс неполноценности такого "остаточного" педагога выворачивается наизнанку, и он в качестве лидера начинает добирать все, чего недополучил ранее "в миру". Какие аберрации при этом возникают в пространстве взаимоотношений, рассказывать не будем, повторим только, что все это, скорее, из области этики или психиатрии, посему не является предметом рассмотрения нашей книжки.
*** Второй причине посвящена вся V-я глава: захваченные энтузиазмом великих строек нашей новейшей истории, комиссары нередко забывают о педагогической задаче и сбиваются на голы-очки-секунды. Если к этому добавить давление на их психику необходимости иметь убедительную отчетность (а чем измерить результат педагогической работы? Неразбитыми окнами и т.п., разве что, - чиновник этого не поймет и не примет), то понятно, почему многие группы, возникающие как коммунарско-воспитательные, перерождаются в количественно-показушно-производственные.
*** И все-таки, если бы истинно коммунарских клубов не было, мы бы так ничего и не узнали о их привлекательности и эффективности, не имели бы счастья рекомендовать эту методику всем, кто хотел бы силами неформальной группы продуктивно решать педагогические и деловые задачи.
*** Они есть, существует целое коммунарское движение, и немало новоявленных альтернативных педагогов пытается создавать подобные клубы вновь. Но, как известно, педагогические технологии лучше всего передаются "из рук в руки", а не у всех руки дотягиваются даже до ближайших очагов передового опыта. И нас просят: напишите о том-то и о том-то!
*** (Есть даже известная категория дам, посещающих семинары и ставящих лекторов в тупик фразами типа:
*** - Все ваши теории, гипотезы - это, конечно, прекрасно, но что конкретно я должна сказать детям, войдя в класс?
*** - Нам кажется, Вы должны сказать: "Здравствуйте, дети!", хотя возможны варианты: иногда хорошо помогает "Добрый день!" или еще что-нибудь...
*** - Ну, это я и так знаю. А что я должна сказать после этого?
*** - Все зависит от того, что они Вам ответят на Ваше приветствие.
*** Честно говоря, именно среди этой части семинаристок встречаются те, которым хочется что-нибудь ответить до того, как они успеют раскрыть рот.
*** И все же в чем-то они правы: начинать приходится с чего-то конкретного, и об этом (пусть не на уровне реплик, но хотя бы на уровне плана действий и кое-каких приемов) мы и попытаемся сказать несколько сотен слов - написать о том-то и том-то.)
*** "То-то и то-то", как правило, относится к области почти чистой педагогики, но ведь - чем отличается практик? В чем состоит исповедуемый им принцип "практики без границ"? Вот он сидит у себя в неформальной группе и занимается социальной ее психологией, а в это время вылетают пробки и начинает течь кран. Практик берет вылетевшую пробку, затыкает ею текущий момент и продолжает успешно заниматься социальной психологией.
*** Вот и наша IX-я глава получилась не столько социопсихологической, сколько педагогической, так что мы пойдем навстречу просьбам наших коллег и поместим ниже несколько соображений по поводу начала работы с такой группой.
*** Итак.
*** Начало работы с группой можно попытаться условно разбить на три периода. Это предродовой (или, как всё смелее сейчас говорят, пренатальный) этап, собственно роды и эпоха первых месяцев жизни новорожденной группы (клуба).
1. Пренатальный период.
*** Здесь имеется в виду этап проектирования клуба, ибо то, как его создатели видят свое детище в мечтах, - это оно и есть; просто чаще сие происходит в форме любования "эйдосом" - неким целостным образом, не подвергаемым анализу. А неплохо бы те или иные конкретные моменты заранее выделить, сформулировать для себя, описать; обозначить границы и правила, долженствующие оставаться, по мере возможности, незыблемыми. Причем, ведя проектирование, желательно не только составить список того, что должно быть, но и ясно представить себе, для чего это необходимо, а также - что будет, если этого не будет.
*** Вот примерные темы для размышлений.
*** Во-первых, это - философско-психологическое обоснование проекта. Звучит, быть может, несколько пугающе, но не будем комплексовать раньше времени, ибо заказчики данной "разработки" - мы сами, создатели клуба, и уровень требований - наш собственный. Просто желательно поразмыслить о том, что есть наш будущий клуб для его рядового члена:
• должен ли он его развивать, воспитывать, или только чему-то обучать (вариант: будет ли он активно формировать личность (скажем, по образу и подобию Учителя) или же посильно участвовать в ее становлении и развитии, а если да, то в рамках каких условий, например, нравственных: приветствуются любые действия, которые не наносят вреда другим людям);
• должен ли он стать его вторым домом (а для кого и первым), в какой степени он может претендовать на участие в его личной жизни;
• в чем он будет дополнять школу, в чем - дублировать ее; какое место он (клуб с рядовым членом внутри) займет в обществе и какую позицию - по отношению к нему (обществу), а также к государству;
• чем будет обусловлена его привлекательность - романтикой железной дисциплины "по-армейски" или же, наоборот, наличием максимальной свободы выбора;
• в какой степени он сможет удовлетворить наиболее жгучие потребности личности, особенно такие "дефициты детства" как потребность в самообеспечении (изготовить что-либо для личного пользования или заработать деньги для осуществления собственного проекта); познавательную потребность (поставить эксперимент, поучаствовать в экспедиции, испытать приключение); потребность в самореализации (выявить и использовать разнообразные возможности собственной личности); потребность в самоутверждении (в глазах сверстников, взрослых людей и, наконец, в своих собственных - по самому большому счету)...
*** Во-вторых, это - цели, задачи клуба и связанные с этим педагогические установки. (Упомянем "фабулу" хотя бы одного, из числа наиболее ожесточенных, профессионального спора: что должно идти "впереди" чего - воспитание впереди обучения или наоборот? Кстати, к идеологии клуба это имеет самое непосредственное отношение.) Цели и задачи достаточно жестко определяют ценностные ориентации группы (правильнее было бы сказать, что, наоборот, они, т.е. цели и задачи, вытекают из нравственных воззрений "отцов-основателей") - так или иначе, как уже рекомендовалось в главе о "клубной генетике", необходимо прежде всего четко определиться с типом будущей группы и сформулировать главную установку на действие в выборной ситуации, на ценностный выбор.
*** В-третьих, это - вытекающие из "во-первых" и "во-вторых" виды деятельности, формы работы, а также анализ возможностей реального обеспечения их - кадрами, финансами, помещениями и оборудованием...
*** Весьма важным при проектировании клуба представляется создание как можно большего числа "сильных позиций" педагогов. Прежде, чем мы расскажем, что это такое, поясним, зачем оно нужно, для чего и введем понятие "заложничества".
*** Нередко приходится наблюдать, как в семьях прекрасных педагогов произрастают собственные чада - "оторви да брось". Да и школьные учителя, из числа лучших, нередко бывают бессильны перед теми или иными "братьями меньшими". А уж как страдают дети в семье или школе от личностных качеств "старших товарищей"! Но почему-то в клубах это - довольно редкое явление. В чем дело?
*** А в том, что Закон жестко связывает родителей и их "детей до 18-ти", и каждый из них, имея хоть малейшие представления о жизни, начинает справедливо мысленно говорить другому: "А куда ты денешься!" и вить из него веревки. Так это называется. Ибо лишение родительских прав - столь экзотическая мера, что родитель должен совершить ряд "подвигов", достойных Геракла, - да не совершить, а постоянно разбрасывать их направо и налево на глазах у возмущенной нашей общественности, которая, как известно, "впереди планеты всей" именно по части своей невозмутимости - чтобы это, наконец, произошло. Ибо чиновник, лишающий прав, работает не на сдельщине. Почти то же и в школе: дети учителя не выбирают, о нем лишь узнают из приказа директора. А перевод в другой (параллельный) класс, в другую школу по своему драматизму сопоставим с разводом по-итальянски. Чего нет в клубе, ибо нет закона, обязывающего клуб обслуживать конкретного клиента "кровь из носу"; нет даже закона, просто обязывающего клуб - быть, а ребенка - посещать его, аки школу, в принудительном порядке. В клуб ходят исключительно вследствие его привлекательности, потому же и боятся быть отчисленными, тем более, что делается это элементарно. То есть, клубный педагог в значительной степени независим от члена клуба, не является его заложником, хотя, чтобы получать зарплату, должен беспокоиться о посещаемости в принципе. Но она, слава богу, не, как бы это сказать, персонифицирована. То же и член клуба: повернулся и ушел. И никакая сила...
*** Да, так вот, педагог, являющийся хозяином некоего пространства (помещения, оборудования), напичканного соблазнами для своих подопечных, но при этом свободный от обязательств пускать в это пространство кого попало (а лишь по собственному выбору и разумению), находится в "сильной позиции" по отношению к потенциальному пользователю данного пространства, ибо может ставить условия, диктовать правила игры.
*** Весьма эффективно использование этого принципа в случае, когда приходится менять порядки в уже устоявшейся системе (школе, клубе и т.п.). Вот, например.

Продолжение
Tags: Коммунизм
Subscribe

promo alexfisich june 24, 2014 12:00 2
Buy for 10 tokens
Тула, 22 июня 2014 года. Пикет за признание Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики. Суть времени, Родительское всероссийское сопротивление, Тула, 2014 год.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments